Возникновение речи у детей
Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте
К году дети начинают лепетать. Среди разнообразных звуков появляются первые, как будто случайно произнесенные слова: «мама», «баба», «ля-ля», «дай». Пройдет еще немного времени, и ребенок начнет говорить. Как совершается этот переход к сознательному употреблению слов, к речи?
Существует множество противоречивых мнений по этому вопросу. Проведенные эксперименты подтверждают ту точку зрения, что «речь есть, прежде всего, средство социального общения».
Представим себе ситуацию, когда ребенок, знающий уже несколько первых слов, играет со взрослым и хочет, но не может достать игрушку, например, матрешку.
Взрослый помогает ему, но при некотором условии: он громко произносит слово «матрешка» и дает ее ребенку только в том случае, когда ребенок, наконец, сам произносит слово «матрешка».
Как показал опыт, дети довольно быстро (82% испытуемых) научились называть предметы в этой ситуации.
Они начали говорить такие трудные для них слова, как «карандаш», «гармошка», «балалайка».
Характерно поведение ребенка в процессе запоминания слова. На первом этапе (первые 3—4 эксперимента) ребенок основное внимание уделяет самому предмету, о чем говорит его взгляд.
На втором этапе (четвертый — восьмой эксперименты) внимание переключается на взрослого, именно к нему обращены взгляды, мимическая просьба и пока еще мало осмысленный лепет — ребенок словно мечется от желанного предмета к взрослому партнеру по игре.
И, наконец, на третьем этапе основное внимание занимает уже само слово. Эти три периода с разными объектами внимания соответствуют трем фазам развития коммуникативного процесса, то есть процесса общения с помощью речи.
Слово, связанное с предметом, может выступать как средство общения лишь в том случае, когда установлены и объединены два рода отношений: «предмет — взрослый» и «взрослый — слова». Значит, ключевым звеном в этом процессе является взрослый, так как именно он объединяет эти отношения. Это положение подтвердили и дальнейшие эксперименты.
Овладев первым сложным словом, дети гораздо быстрее усваивают следующие слова. Однако когда меняется взрослый, ребенку нужна дополнительная практика с новым партнером по игре. Правда, еще не ясно, не привыкает ли ребенок к «своему» экспериментатору.
Знание того, как происходит процесс овладения активной речью в раннем возрасте, поможет в воспитательной работе, укажет, как своевременно развивать речь ребенка.
Студия психоанализа: детский и семейный психолог. Синдром дефицита внимания. Гиперактивность у младенцев. Эмоциональные нарушения у детей. Депрессии. Диагностика, коррекция и лечение. Не затягивайте визит к врачу — последствия могут быть необратимы.
www.studiopsy.ru — квалифицированная психоаналитическая помощь